jump to navigation

Творчество

Становление С.Ф.Измайлова как художника, его непреодолимая потребность рисовать, писать красками можно отнести к ранним работам в студенческие годы, когда он в университете постигал тайны биологических наук и одновременно не менее глубоко и серьезно начал увлекаться живописью. Надо отметить, что формирование у юноши художественного вкуса и эстетического восприятия природы связано с тем краем, где прошли его детство и юность и, прежде всего, это — Черновцы. Он полюбил этот город, раскинувшийся на северных склонах Прикарпатья, невероятно колоритный как исторически, так и в национальном духе, с уникальной старинной европейской архитектурой зданий, парков, скверов, созданный австрийскими мастерами ХУШ — ХХ веков. Его пленили замысловатые лабиринты узких мощеных улочек, сбегающих к быстрому Пруту, их уют и поэтичность.

Черновцы, Буковина, Карпаты очаровали будущего художника своей живописностью, красочностью, великолепием и богатством образов. На всю жизнь он сохранил самые нежные и трепетные чувства к своей «малой» Родине, что безусловно нашло отражение на многих полотнах художника.

Ранние работы начинающего художника, которые экспонировались на городских и областных выставках, привлекли внимание известных Буковинских мастеров живописи ( народного художника Украины В. Санжарова, заслуженного художника СССР И.Беклемишевой, народного художника Украины И. Холоменюка), которые по существу стали его настоящими учителями, наставниками и оказали благотворное влияние на его путь в искусстве. В память о своих первых учителях автор создает ряд полотен ( «На полонине», «Карпатский мотив», «Подсолнухи» и др.). Их отличают романтическая поэтичность, многокрасочность палитры, — таков был художник в те годы.

В дальнейшем в жизни Станислава Измайлова все более органично переплетались эти две творческие линии : ученого — исследователя и художника живописца, плодотворно влияя на его несомненный рост как в науке, так и живописном мастерстве.

Можно сказать, что среди работ художника преобладает жанр пейзажной живописи, который отличается оригинальностью и неповторимостью выбора темы и разнообразием красочного воплощения в раскрытии образов.

Над всем давлеет его индивидуальная манера — цветовая насыщенность, лаконичность в изображении задуманного, чему способствует применение разнообразных декоративных подходов и технических приемов. В работах отчетливо видно сочетание различных материалов, среди которых он отдает предпочтение не только маслу, но и темпере. Последняя позволяет достичь оптимистической красоты цветовых переходов, их цельности и акварельной прозрачности. Ясность и воздушность цвета как бы подчеркивают солнечность, радостность прожитого дня, его задумчивость и интимную монохромность в непогоду.

Художник не привязан к определенному традиционному мотиву или интонациям. В каждом из пейзажей он похож, и всякий раз другой, передавая в новых сюжетах свои личные переживания, и раскрывая глубину и поэзию пейзажа.

Природа самых разных уголков страны, куда его забрасывала судьба, не могла оставить равнодушным чуткую натуру мастера, завораживала и волновала своей новизной, неповторимостью и свежестью восприятия. Живописное воплощение образов нашло в создании целой серии зарисовок, этюдов, а затем — в картинах. География пейзажей автора богата и обширна. Так появились полотна, воспевающие дорогие сердцу художника Карпатские, Бессарабские мотивы, образы природы Сибири, Алтая и других мест («Днестр.Бессарабия», «Бухта грез», «Крепость на Днестре», «С зимовья», «Зимний мотив» и др.). Несмотря на такой широкий тематический охват, любовь к неброской среднерусской природе берет верх («Верба цветет», «Яблочный Спас», «Покрова», «Родные дали» и т.д.).

Наиболее завораживающим временем года для художника остается весна — с ее переменчивостью состояния, когда еще не сошел снег, но в каждой черточке, мазке кисти угадывается восторг и пока не ясное, но уверенное и ощутимое предчувствие пробуждения природы («Крокусы», «Дыхание весны» и др.).

Щемящее чувство покоя, умиротворенности, тишины, «нашей пристани» вызывает у зрителя серия картин , в числе которых «Золотые шары», «Отчий дом».

Со временем излюбленным жанром становится портретная живопись. Первые портреты были написаны еще в юности (« Валентина», «Леночка»).

Художник оттачивает свое мастерство, находит интересные профессиональные приемы, методы и подходы при создании портретных образов. Автор создает целую серию портретов видных российских ученых, выполненных в его «измайловской « манере», в которой просматривается требовательный и зрелый мастер. При их создании художник отказывается от аксессуаров, обстановки, традиционного фона. Это — не просто репрезентативные портреты, а запечатленные на полотне человеческие образы с индивидуальными характерами, душевным складом, внутренней энергией и мудростью. Написаны портреты с большой теплотой и уважительностью, — это его коллеги по работе в науке и близкие для художника люди ( «Портрет профессора Ю.Г.Молотковского», «Портрет академика М.Х.Чайлахяна», «Портрет профессора В.Е. Семененко», «Портрет член-корреспондента Ю.В.Ракитина», «Портрет профессоров П.А.Генкеля и Н.С.Петинова» и др.).

С неподдельной теплотой, лиричностью и нежностью написаны портреты дочери и внучки («Портрет дочери», « Ася»). Часто художник пишет портреты на пленэре. Свет в них мягкий, рассеянный или, если солнечный ( контражур), то словно одухотворяет лицо модели, выполненное легко и, казалось бы, слишком общо. Но именно эти приемы делают его жизненно достоверным ( «Портрет жены»).

Несколько особняком в творческом ансамбле художника смотрится некая аллегорическая страница с фантастической образностью («Голубая планета», «Ночной дозор» и др.). На этих картинах, написанных в традиционной реалистической выразительности угадывается лирическая мечтательность и загадочность.

За более чем сорокалетний путь в искусстве художником созданы сотни картин, многие из которых в разные годы экспонировались на городских, республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках.

Творчество работающего художника — непрерывно длящийся, незавершенный процесс, когда еще не все досказано, появляются все новые замыслы, а на мольберте — пока еще не законченная картина.